Российско-итальянский Форум-диалог по линии гражданских
обществ

Выставка «Сверхсовременный Данте» открылась в ГМИИ им. А.С. Пушкина

С 18 сентября по 17 октября 2021 г. в  Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка «Сверхсовременный Данте. Иллюстрации художников разных стран 1983-2021». Экспозиция подготовлена при содействии Итальянского института культуры в Москве и приурочена к 700-летию со дня смерти итальянского поэта, мыслителя, богослова, создателя великой «Божественной комедии» Данте Алигьери.

Выставка полно и наглядно представляет последние этапы многолетней истории иллюстрации произведений Данте. Вслед за знаменитой серией Гюстава Доре многие известные художники пытались по-новому визуально представить «Божественную комедию», некоторые из них – по крайней мере, Дали, Гуттузо, Раушенберг, – добились выдающихся результатов.

Настоящая выставка рождает диалог между различными художественными техниками, методами, подходами: от художников, которые работают в русле традиции (Миммо Паладино, Моника Бейснер, Том Филлипс), до тех, кто применяет цифровые технологии – самостоятельно (Эмилиано Понци) или в сочетании с карандашным рисунком (Паоло Барьбери). Зритель совершит настоящее путешествие по современной визуальной культуре – разнообразной, многогранной, богатой формальными находками, предлагающей новые способы прочтения Данте.

Девять сериграфий Тома Филлипса (1982), отобранные из ста тридцати девяти иллюстраций к великой поэме, – пример оригинального языка, в котором непосредственность поп-арта соединяется с удивительным, впечатляющим поиском выразительных средств.

Совсем иные по духу иллюстрации яичной темперой, созданные Моникой Бейснер (2001) – первой женщиной, которая проиллюстрировала всю «Божественную комедию»: работы Бейснер говорят о внимании к мельчайшим деталям, художница творчески перерабатывает фигуративную традицию, восходящую к самому Джованни ди Паоло.

Миммо Паладино (2020), напротив, выбирает экспериментальный, переосмысленный рисунок, стремясь нащупать архаичные корни дантовской поэмы: художник действует как «шаман» и в то же время трактует стихи Данте в русле собственной поэтики.

Все названные выше художники применяют традиционную технику, зато Паоло Барбьери и Эмилиано Понци (оба иллюстрировали Данте в 2012 году) идут иным путем. Барбьери соединяет традицию и новаторство: зритель может увидеть, как карандаш, то есть исходный набросок, превращается в яркое красочное изображение, а атмосфера фэнтези рождает совершенно новую интерпретацию поэмы. Со своей стороны, Понци использует цифровую технологию, создавая сюрреальное, проникнутое тревогой пространство и прочитывая Данте в холодном, современном ключе.

Источник: https://bit.ly/2XC8ipk
23 сентября 2021